В адрес Управления Роспотребнадзора по Саратовской области участились письменные и устные обращения граждан с просьбами о понуждении хозяйствующих субъектов к возврату денежных средств, а так же к расторжению договоров купли продажи товаров, оказания услуг и выполнения работ, в связи с чем считаем необходимым обратить внимание потребителей на  нижеследующие положения законодательства Российской Федерации.

Законом РФ «О защите прав потребителей» гарантированна возможность привлечения соответствующих субъектов к гражданско-правовой имущественной ответственности за нарушение прав потребителей, включая право на информацию, а также за несвоевременное рассмотрение предъявляемых требований или за уклонение от их рассмотрения в установленном порядке.

В случае неудовлетворения требований потребителя добровольно соответствующий спор может быть разрешен в рамках гражданского судопроизводства, поскольку по общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», защита прав потребителей осуществляется судом.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»,  иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд:

- по месту нахождения организации-ответчика (ее филиала или представительства, если иск вытекает из их деятельности) или по месту жительства индивидуального предпринимателя - ответчика;

- по месту жительства или пребывания истца;

- по месту заключения или исполнения договора.

Исковое заявление подается мировому судье, если размер исковых требований не превышает 50 000 руб. Если цена иска выше, обращаться следует в районный суд (п. 5 ч. 1 ст. 23ст. 24  ГПК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» и пп. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей).

Кроме того, потребитель вправе претендовать так же и на компенсацию морального вреда, Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями или бездействием, посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага - жизнь, здоровье, достоинство личности, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и т.п. Правовыми основаниями для компенсации потребителям морального вреда служат соответствующие положения ст. 151, 1099-1101 Гражданского Кодекса РФ и ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей». Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется исключительно судом.

 

Отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Саратовской области